Феномен формирования интегрального «информационного кокона»
в творческом сознания личности
Барцевич Е.В. Плотников А.В.

Статья посвящена исследованию понятия «информационного кокона» и его эмоционального влияния на формирование новой иллюзорной картины мира, как новой формы психической активности личности.
С каждым годом все актуальней становится проблема информационного воздействия на человека в окружающем его мире, ибо это область тонких, пограничных состояний, что для психологической науки является предметом анализа и вызывает активное внимание ученых.

Для начала рассмотрим влияние художественного образа на личность современного человека, как феномен формирования единого разрозненного «информационного кокона», ибо он напрямую связан с формообразованием эмоций и чувств личности. Образуя некий слой, в логике закономерностей, он выполняет функцию связующего компонента всех элементов в соотношении с миром вещей в пространстве, тем самым, погружая человека, как зрителя, в пласт активного взаимодействия личности с реальным миром, сквозь призму творческого восприятия. И здесь на первый план выступают эмоции, ибо во-первых, они глубоко проникают в психо-художественные представления, тем самым принимая формы этих эмоциональных представлений, а во-вторых, они сопутствуют активности творческого восприятия личности, определяя направленность художественного предмета.

В последнее время культура стала массовой, усилив в искусстве тенденции формирования эмоционально искаженной информации, которая приукрашается, перенасыщается дополнительными художественными образами, скрывая свое истинное содержательное значение. СМИ, Интернет, электронные ресурсы, современная литература, и кинематограф, реклама и телевидение, бесконтрольно обрушивают свои потоки информационных «продуктов» на головы россиян, формируя некий «Информационный Кокон», к которому привязывается, и в котором начинает существовать личность далее не желающая совершать никаких видимых движений навстречу настоящей реальности.

Так образуется феномен созависимых связей, напоминающих зависимость, основными психологическими характеристиками которых являются:
1. Обсессивно-компульсивное мышление;
2. Отрицание, как механизм психологической защиты;
3. Утрата контроля над собственной жизнью.

Внедряя в сознание созависимого человека иные, новые смыслы, переструктурируя его личность и размывая границы между реальностью и вымыслом, «Информационный Кокон» выполняет роль спасателя. Находясь в зоне его воздействия, мужчины и женщины, старики и дети – все, оказываются втянутыми в этот поток смысловых информационных иллюзий, который ежесекундно погружает их в «сумеречную зону» новых фантазий. Новая информационная структура, как «парализующая культура» искажает и подменяет истинные смысловые понятия и нравственные ценности, снижая запреты и страхи, подавляя волю, формируя упрощенно-стадное «плоское» мировоззрение, не позволяющее составить «здоровую», нравственно-ценностную картину мира, ибо размывая границы и нагружая личность различными идеями, правилами, мнениями и задачами, человек становится неспособен нести то, что необходимо ему самому.

Личность начинает претерпевать изменения, невидимые глазу, во-первых, переживания и чувства внедренные «Информационным Коконом», воспринимается человеком как свои собственные, ибо отсутствие границ лишает возможности отделить свои переживания от инородных, а во-вторых, утрачивается способность что-либо изменять, так как ход его жизни теперь определяется кем-то из вне. У таких созависимых личностей возникают чувства опустошенности и истощения, ибо истинные потребности уходят на задний план, в результате чего, они отказывается от своего Я, своей свободы и от возможности быть самим собой.

Изменения субъективной картины мира, стало возможным благодаря смене позиций личности с взрослой точки зрения на наивное детское восприятие, ибо «в жизни созависимых отсутствует опыт реальных отношений с людьми: доверительных, с принятием, с ясными границами, с балансом в отношениях «давать-брать», с возможностью удовлетворять свои потребности. Созависимые личности строят свои отношения не с реальным человеком, а со своей идеальной проекцией…» [Н.И. Олифирович, Г.И. Малейчук, с.77].

Наши современные информационные дети, словно «люди без психики», о которых писали Э.Фромм, Н.В.Цзен, Ю.В.Пахомов, пришли к столь шаблонному пониманию действительности, что классическая литература, которая всегда являлась источником глубоких знаний, новых жизненных смыслов, рациональных мыслей и свободного вдохновения претерпевает колоссальные содержательные изменения, требуя отдельных вводных пояснений, вскрывающих один исторический пласт за другим, дабы донести традиционное смысловое значение образа Обломова, например, как современного героя, нежелающего размышлять над проблемами внешнего мира, активно трудится и коммуницировать, оставаясь в иллюзиях и мечтах о покое и легких деньгах.

Внеся хаос, в своего рода, азбуку морали и сместив приоритеты традиционных понятий, «Информационный Кокон» пошатнул этическую сторону особого творческого восприятия художником действительности. Таким образом, мы получили новый, созависимый вид человека существующего в рамках единого интегрального «Информационного Кокона», который при этом не испытывает особых противоречий с миром реальной практики. Люди связанные с действительностью зрительным восприятием и воссоздающие иллюзорные отображения «зримого мира», неспособны последовательно развернуть отображающийся момент во времени, находясь под воздействием «Информационного Кокона», ибо их подсознание деформировано на клеточном уровне.

Сместившись с «истинного Пути», люди превращаются в объекты манипуляций, становясь машинами, для управления которыми создаются все новые, более изысканные рычаги.

«Информационный Кокон», синтезировал в себе огромное множество социальных мифов, художественных смыслов и нравственных прототипов поведения с целью формирования нового внутреннего состоянии покоя, манипулирования внешними проявлениями индивидуальных способностей и пропаганды какой-либо или чьей-либо идеи. Этот сплав различных смыслосодержащих форм, жанров, стилей, традиционных культур и эпох, разрушает на своем пути все преграды, ибо является практическим инструментом как для развития личности, так и для проявлений профессиональной творческой деятельности философа или художника.

В культуре эпох Возрождения и Просвещения, Золотого и Серебренного века, Античности или Средневековья, в какую бы область мы не проникли, начиная от наскальной живописи и заканчивая современной литературой и кинематографом, можно найти подтверждающие документы, доказывающие ограниченность феномена «Информационного Кокона». Такие информационные свидетельства данного времени, выявляют объективные основания его влияния и его воспитательного давления в культурологическом аспекте на человеческое общество. Реалистическое искусство, наиболее объективно отражает внешний мир, ибо художественные смыслы и образы формирующиеся с помощью различных выразительных средств, например - композиции, гармонии, ритма, пластики, ракурса, силуэта, светотени, колорита, перспективы, применяемые различными искусствами в разных соотношениях, являются ключом к воздействию на сознание обывателя, выступают на правах лидирующих аргументов и накладывают существенный отпечаток на все остальное.

Наше современное искусство, содействуя выявлению в художественном процессе творчества индивидуального, личного эстетического отношения художника к изображаемым предметам, являет собой содержательный надсознательный симбиоз реальных выразительных свидетельств различных эпох. В своем высоком проявлении, оно является хранилищем, наполненным сакральными знаниями об истинных отношениях между людьми и основных действующих в нашей жизни смысловых законах. Оно поднимает актуальные вопросы общей и массовой культур, проникающие во внутренний мир человека, такие сакральные как добро и зло, любовь и понимание, истина и красота, и такие индивидуальные как принятие мира и проявление свободной воли, проявляя, при этом, миру, готовые примеры для решения любых ситуативных задач.

Литература:
1. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – Москва: Издательство АНН РСФСР, 1960.
2. Олифирович Н.И, Малейчук Г.И. Сказочные истории глазами психотерапевта. – Санкт-Петербург: Издательство «Речь», 2013.
3. Беркинблит М.И., Петровский А.В. Фантазия и реальность. – Москва: Политиздат,1968.
4. Никифоров А.С. Эмоции в нашей жизни. – Москва: Издательство «Советская Россия», 1978.
5. Лук А.Н. Эмоции и личность. – Москва, 1982.
6. Якобсон П.М. Психология чувств. – Москва: Учпедгиз,1961.
7. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве. – Москва: Издательство Смысл, 1997.
8. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. – М.: Издательство Московского университета, 1972.
9. Маралов, Фролова Л.П. Коррекция личностного развития дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
10. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 2012.
11. Барцевич Е.В., Плотников А.В. Из опыта использования сказкотерапии
как методики для внутреннего развития студентов - Интеграция мировых научных процессов как основа общественного прогресса. Международный сборник научных трудов, стр.50, Казань, 2015.
12. Плотников А.В. Статья. Образовательный форум «СОЗДАЙ СЕБЯ САМ» как коммуникационная площадка взаимодействия заинтересованных сторон, Научно-методический журнал «Физическая культура и спорт - Наука и практика», № 3, КГУФКСТ, Краснодар, 2016.
13. Барцевич Е.В. Статья.Современная литература, актуальные вопросы и отличия [Электронный ресурс http://proza.ru/2015/12/23/1427].
14. Барцевич Е.В. Статья. Влияние кинематографического пространства
[Электронный ресурс http://proza.ru/2015/05/28/1831].
15. Барцевич Е.В. Статья. Музыкальная ткань в пространстве кинематографа, [Электронный ресурс http://proza.ru/2014/04/02/873].







Made on
Tilda